МНПЗ 80 лет!

В 2018 году исполнилось 80 лет Московскому нефтеперерабатывающему заводу «Газпром нефти». Он был запущен 1 апреля 1938 года и с тех пор не прекращал работу ни на один день.

Сегодня Московский нефтеперерабатывающий завод – это одно из ведущих столичных промышленных предприятий, его роль для экономики страны и города трудно переоценить.

История завода неразрывно связана с развитием Москвы. И при этом до сих пор она не была воссоздана с достаточной подробностью. Предприятию посвящены две книги: в 2003 году, когда отмечалось его 65-летие, вышла книга Артура Манина «Есть у столицы завод», а в 2013 году была опубликована книга «75 лет Московскому НПЗ. История Москвы. История завода» . И даже в этих безусловно ценных изданиях есть пробелы. Например, о довоенной истории завода было до сих пор известно мало, так как в октябре 1941 года сотрудники предприятия уничтожили часть архива из-за угрозы попадания документов в руки фашистов.

****При поиске фактов и фотографий, которые вы найдете на этом сайте, использовались и редкие материалы – подшивки многотиражки «За крекинг» (1936 – 1941), выходившей на стройке завода, документы из фонда Главного архивного управления Москвы, а также публикации из научных журналов и городской прессы.

Мы не ставили себе цели описывать запуск каждой установки, перечислять все освоенные предприятием виды продукции и упоминать каждую полученную коллективом премию. Нашей задачей было представить емкий портрет «топливного сердца города» - Московского нефтеперерабатывающего завода, обозначив в каждом разделе то, что характеризовало именно этот период.

1935 – 1938: Будни великой стройки

Будущий завод оказался уникальным уже на стадии замысла. К середине 1930-х годов крекинг – то есть переработка нефти и мазута для получения бензина и масел – был вполне освоенной технологией. В СССР действовало несколько крекинг-заводов. Но все они располагались там, где нефть добывали. А Московский крекинг-завод (первое название будущего Московского НПЗ) решили построить там, где в нефтепродуктах сильнее всего нуждались. Ведь столичная область и вообще центральная часть страны были самыми густонаселенными и быстрее всего развивались.

13 апреля 1935 года Наркомат тяжелой промышленности СССР выпустил приказ № 443 – о назначении комиссии для выбора места под новый завод. Сырьем для столичного бензина должен был служить бакинский мазут, а доставлять его могли только баржами. Значит, строить надо было рядом с Москвой-рекой. Уже 26 июня 1935 года выбрали площадку – возле селения Капотня (в то время оно было в десяти километрах от столичной границы).

В феврале 1936 года в заснеженное поле пришли первые бригады. 5 апреля 1936 года торжественно уложили первый кубометр бетона.

Коллаж фото

На строительстве крекинг-завода, как и на многих предприятиях тридцатых годов, трудилось множество стахановцев. В сентябре 1936 года, например, их насчитывалось две сотни – в 6 раз больше, чем в феврале того же года. Причем 40 из них ежедневно выполняли по две нормы. От желающих выкладываться по полной отбоя не было. Газета «За крекинг» любовно отмечала все инициативы и изобретения работников. Мастер Афанасьев «улучшил гнутье змеевиков путем закрепления одного конца и нагрева вертела». Его товарищ Раков сделал пресс для гнутья угольников холодным способом – так получалось в 3-4 раза быстрее. Рабочий Матвеенко придумал собирать крышу резервуара не на полу, из отдельных секций, а настилать прямо наверху лентами и сваривать их…

1 апреля 1938 года директор завода Николай Иосифович Мухин, приняв рапорт о готовности крекинг-установки, произнес заветное: «Пуск!» К 14:40 была получена первая тонна московского бензина.

Бригадир стахановец т. Зеленин

Мотивация поддерживалась не только моральным поощрением (портретами в газете и на доске почета), но и деньгами. Многотиражка приводила в пример бригадира бетонщиков Степана Зеленина: в апреле 1936 года он получил 380 рублей, а в августе – 490 рублей, «купил хорошее пальто жене, себе... хороший пиджак, <...> дорогой стол и венские стулья».

Фоновое изображение

1938 – 1941

Московский крекинг-завод заработал 1 апреля 1938 года. Однако никто не ждал быстрых успехов. Предприятие планомерно преодолевало трудности – и с сырьем, и с оборудованием, и с кадрами. И несмотря на, это в первые же годы работы крекинг-завод сумел расширить ассортимент продукции и продемонстрировать, что другие предприятия могут у него кое-чему поучиться.

Мазут, поступавший на Чагинскую нефтебазу, был чрезмерно «обводненным», то есть содержал слишком много влаги. Его приходилось обезвоживать, а делать это было трудно. Тяжелое сырье портило технику, отнимало много времени и сил у рабочих. Эта ситуация сохранялась на протяжении нескольких десятилетий: месторождения качественной нефти в Западной Сибири будут разведаны и освоены только в 1960-е годы.

Хорошие кадры были в таком же дефиците, как хороший мазут. В 1939 году, например, штат предприятия был укомплектован всего на 85%. Работа на крекинг-заводе была ответственной, к ней можно было подпускать лишь проверенных людей, поэтому действовали по принципу «лучше меньше, да лучше». С 1940 года, например, на завод стали принимать только соискателей с производственным стажем не меньше десяти лет. От инженеров и служащих требовали обязательной сдачи гостехэкзамена, от рабочих – учебы на курсах техминимума, поощряли также совмещение профессий и овладение смежными специальностями.

Изображение слайдера
Изображение слайдера
Изображение слайдера
Изображение слайдера
Изображение слайдера

Образование и опыт также давали возможности для развития - заводские коллективы постоянно изобретали способы рационального расхода сырья, сокращения простоев и потерь рабочего времени: например, из 80 рацпредложений, поданных в 1938 году, большая часть была посвящена именно этому.

И уже через полгода после запуска, к четвертому кварталу 1938 года, завод вышел на стабильный режим работы. А вскоре инженерам и технологам удалось впервые обеспечить перевыполнение плана.

Во втором квартале 1939 года уже была зафиксирована первая стахановская сдача продукции: работники крекинг-цеха выдали почти 150 процентов нормы выработки. 30 мая 1939 года была запущена вторая крекинг-установка, в том же году на заводе появились котельная, второй водяной блок, четвертая электроподстанция, градирня. Прирост продукции в 1939 году по сравнению с предыдущим годом составил более 350%.

В следующем 1940 году на заводе создали собственную инструментальную базу контрольно-измерительных приборов (база КИП), которая стала не только изготавливать оборудование для предприятия, но и выполнять заказы других организаций. В июле 1940 года был принят в эксплуатацию асфальтовакуумный цех – теперь крекинг-завод мог производить не только горючее для автомобилей, но и покрытие для дорог, по которым эти машины будут ездить.

Завод уверено рос, 5 июня 1941 года принят в эксплуатацию специальный цех, который состоял из газофракционирующей установки и установки полимеризации. Это стало последним крупным событием в мирной жизни завода. До начала Великой Отечественной войны оставалось 16 дней…

Фото с биографией людей

1941 – 1950

С первых дней Великой Отечественной войны крекинг-завод стал мишенью для вражеских бомбардировщиков. Тем не менее он сумел защитить себя, избежать полной эвакуации и ни на один день не прервать производство топлива.

Уже во время первого авианалета на Москву, в ночь на 22 июля 1941 года, на крекинг-завод сбросили бомбу (она упала в сотне метров от одного из корпусов). Стало ясно, что полагаться только на защиту зениток нельзя. Завод производил горючее в том числе и для фронта, фашисты изо всех сил будут стремиться обескровить советские танки. Но отправить предприятие в эвакуацию – значило бы обескровить их собственными руками… Оставался один выход – каждую ночь разыгрывать перед летчиками люфтваффе спектакль, отклоняя их от цели.

В трех километрах от настоящего завода возвели бутафорский. Три месяца над этим трудились почти две тысячи человек. План территории скопировали с точностью до метра, из фанеры построили корпус в натуральную величину, из ближайшего леса привезли и вкопали в нужных местах деревья. Сфотографировали с воздуха – не отличишь! Но для шоу мало одной декорации – нужны также артисты и спецэффекты. Фашистские летчики должны были убеждаться, что производят большие разрушения. Поэтому после каждой бомбежки специальные дежурные выбегали из бункера и поджигали бочки с остатками горючего и промасленную ветошь.

Дебют фанерного дублера оказался удачным. Увидев столбы пламени после сброса первых зажигалок, летчики люфтваффе поверили, что там – топливное сердце города, туда и надо целиться. На настоящем предприятии вздохнули с облегчением.

Оборона крекинг-завода длилась 90 дней и ночей – до конца октября 1941 года. Потом зарядили дожди, и налеты авиации стали реже. Зато к Москве приблизилась линия фронта... Завод готовили к худшему сценарию: установки заминировали на случай, если враг все же вступит в город. Последние месяцы 1941 года выдались самыми тяжелыми: по итогам первых трех кварталов план по валовой продукции выполнили на 98,5 %, но общегодовой итог оказался 87,5%. Фронт выстоял, выстоял и завод.

На второй год войны предприятию (в 1942 году оно получило название Государственный союзный завод № 413) стало полегче. В течение первого полугодия 1942 года из эвакуации вернули демонтированные установки и к августу запустили их снова. Годовой план по валовой продукции вновь был перевыполнен. И это при том, что рабочих и инженеров по сравнению с довоенными временами поубавилось, приходилось зачислять в штат и обучать на месте вчерашних подростков и бывших домохозяек…

В 1943 году Наркомат нефти признал столичных нефтепереработчиков лучшими в Советском Союзе. Заводу № 413 вручили переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны (ГКО) и большую денежную премию. За два последующих года войны это знамя вручалось заводу еще 13 (!) раз, а затем – оставлено на вечное хранение.

Разумеется, трудности с сырьем, которые преследовали завод с первых лет, никуда не исчезли. Но нет худа без добра – их преодоление заставляло совершать технологические прорывы. В 1946 году, после того как сразу несколько установок вышли из строя, произвели масштабную модернизацию: сменили оборудование, обновили 13 тысяч метров трубопроводов и около 300 тысяч единиц арматуры, починили контрольно-измерительные приборы. Это позволило лучше обезвоживать мазут. В 1948 году на заводе № 413 запустили установку по алкилированию бензола пропиленом на фосфорном катализаторе – первую в Советском Союзе.

1951 – 1960

Пятидесятые годы стали для предприятия временем первой коренной реконструкции. В это десятилетие был заложен принцип, который впоследствии станет законом (а в некоторые годы – и спасением) для Московского нефтеперерабатывающего завода: превращать отходы в доходы.

Уже в марте 1950 года начала работу обезвоживающая и обессоливающая установка, позволившая, наконец, очищать сырье перед запуском его в работу. Это позволило остальным заводским службам работать эффективнее. Например, крекинг-установка в 1950 году простаивала в общей сложности на 37 дней меньше, чем в предыдущем. Постепенно водянистый мазут из южных регионов СССР заменялся хорошей нефтью, добытой в восточных районах страны.

В сентябре 1952 года предприятие получило название Московский нефтеперерабатывающий завод. А в марте 1953 года у него появился новый директор – Демид Васильевич Иванюков (1907 – 1975). Он управлял предприятием 22 года, до самой своей кончины, и внес огромный вклад в развитие не только производства, но и социальной инфраструктуры завода: строительство домов для рабочих, профилактория, пионерского лагеря. Московский нефтеперерабатывающий завод, учитывая ответственность производства, стремился привлекать и удерживать лучшие кадры.

Лазарь Степанович Шестернев

Завод продолжал развиваться: были смонтированы первая в Советском Союзе печь беспламенного горения и панельная печь из жаростойкого бетона, освоена новая конструкция сферического электрогидратора. Запущена депарафинизационная установка, позволявшая «убивать двух зайцев». Очищенное на ней дизельное топливо можно было применять при низких температурах московских зим. А извлеченный из него легкоплавкий парафин мог пригодиться для производства бытовой химии, заменив собой растительные жиры, которые были гораздо нужнее для пищевой промышленности. Мыло, приготовленное на таком парафине, обходилось бы фабрике в три раза дешевле, чем сделанное по традиционной технологии.

В начале 1959 года Демид Иванюков подготовил обзор деятельности завода за девять предыдущих лет (его текст хранится в Центральном государственном архиве Москвы). Успехи, достигнутые заводом в 1950-е годы, впечатляют. Любопытно сравнить показатели 1950 и 1958 годов. В 1958 году предприятие переработало в два с половиной раза больше сырья, светлых нефтепродуктов (керосина, бензина, дизельного топлива, растворителей) стали получать в три с половиной раза больше. Выработка на одного рабочего увеличилась почти в два с половиной раза. И все это – за счет технологической модернизации, механизации и повышения производительности труда.

Фоновое изображение

1961 – 1970

В 1958 году вышло Постановление Пленума ЦК КПСС «Об ускорении развития химической промышленности и особенно производства синтетических материалов…», которое объявило курс на так называемую «химизацию народного хозяйства». А в начале 1959 года правительство СССР приняло семилетний план развития народного хозяйства, который предусматривал в частности увеличение добычи нефти и улучшение ее переработки. Эти события определили траекторию движения Московского нефтеперерабатывающего завода на ближайшее десятилетие.

Страна и столица развивались, новые автомобили требовали бензина с октановым числом 66 – 70 пунктов. И на заводе объявили очередную реконструкцию, которая должна была насытить московский рынок качественным автомобильным горючим. Благодаря ей уже во второй половине 1961 года завод смог производить бензин марки АИ-66 (цифра после дефиса соответствует октановому числу). А к концу 1967 года, когда на Московском НПЗ запустили первую в Советском Союзе установку каталитического риформинга (переработки нефтяных фракций), удалось получить первые 9 тысяч тонн товарного неэтилированного бензина АИ-93.

В 1960 году на МНПЗ заработала первая в стране установка по производству полипропилена. Этот полимер, похожий на пластмассу, был первым продуктом предприятия, который мог находить применение в быту – и здорово облегчать этот самый быт.

Фото

Полипропилен быстро стал любимцем журналистов. 25 декабря 1963 года «Вечерняя Москва» выпустила номер, подготовленный известными писателями. Юрий Трифонов, будущий автор «Обмена» и «Дома на набережной», прислал в него репортаж с нефтеперерабатывающего завода. Мастер «городской прозы», очень внимательный к быту и психологии советских людей, Трифонов изобразил пользу нового продукта через конкретные нюансы. Он цитирует начальника технического отдела Павла Крымова: «Приезжали с пуговичной фабрики имени Балакирева. <...> В прачечных требуют, чтобы срезали пуговицы с сорочек потому, что они не выдерживают высокой температуры. А наш полипропилен выдерживает температуру выше 100 градусов».

Директор завода Демид Иванюков устроил в своем кабинете выставку изделий из полипропилена. И охотно рассказывал историю каждого экспоната – например, яркого ковра, который выдержал остроумный «краш-тест». «На одной из станций метро его топтали почти месяц многие тысячи ног, – написала «Вечерняя Москва» 24 февраля 1970 года. – А он как новенький. Рядом с нежной тканью <...> лежат автомобильный руль и какая-то, причудливой формы, деталь. Как видно, полипропилен, когда нужно, может быть и очень твердым».

1971 – 1980

Семидесятые годы были самым благополучным – в материальном, политическом и социальном отношении – периодом советской истории. Благоприятная экономическая ситуация позволяла щедро финансировать науку и промышленность. Московский нефтеперерабатывающий завод сполна пользовался возможностями, которые предоставляло время, но и сам стремился не оставаться в долгу.

На протяжении всего десятилетия на предприятии непрерывно обновлялась техника, вводились новые установки. В 1973 году началось строительство второй очереди, причем проект еще на стадии разработки становился все масштабнее. Например, сначала было решено построить электрообессоливающую установку с атмосферно-вакуумной трубчаткой производительностью «всего лишь» в 3 миллиона тонн в год. Но потом решили, что это экономически нецелесообразно, и построили установку вдвое мощнее.

Фото

Семидесятые годы были временем интеграции науки с производством. Предприятие поддерживало связи с полусотней научных организаций – НИИ, вузами, конструкторскими бюро. Совместно с Московским институтом нефтехимической и газовой промышленности имени И.М. Губкина (теперешний РГУ нефти и газа) завод в 1977 году открыл экспериментальный учебный и научно-производственный комплекс. Вместе с ВНИИстройдормаша Московский НПЗ освоил производство всесезонного гидравлического масла загущенного (ВМГЗ) для экскаваторов, которое очень быстро оценили по достоинству на Крайнем Севере и в Сибири.

Многие научные проекты, проводимые на заводе, объединяла тема безопасности. В 1971 году завод впервые в нефтеперерабатывающей отрасли создал метод программированного обучения рабочих и инженеров технике безопасности с применением обучающих и контролирующих машин. Для этого был открыт специально оборудованный автоматизированный класс и тренажер. Столичный опыт впоследствии переняли на всех нефтеперерабатывающих предприятиях страны.

Фото

За десятую пятилетку (1976 – 1980 годы) было внедрено более 300 организационно-технических мероприятий. Благодаря им объем производства и производительность труда выросли в 1,4 раза по сравнению с первой половиной 1970-х годов, а прибыль от промышленной деятельности увеличилась в 1,6 раза. Почти треть выпускаемой продукции принадлежала к высшей категории качества. Производство товаров культурно-бытового назначения увеличилось по сравнению с предыдущей пятилеткой в 3,7 раза.

При этом главный «бытовой» продукт предыдущего десятилетия – полипропилен – вышел за пределы своей уютной «домашней» роли, начал получать применение в промышленности и строительстве. В начале 1970-х годов из него делали цветочные горшки и циновки, а к 1980 году в план завода уже были включены полипропиленовые трубы и морозостойкие детали для автомобилей.

Фото

Добавим, что все эти годы завод старался не только зарабатывать деньги, но и сберегать их там, где это возможно. О том, где находились резервы для этого, дает представление статья в «Вечерней Москве» за 4 февраля 1970 года. «Например, коллектив ремонтно-механического цеха решил повторно использовать задвижки, предохранительные клапаны, крекинговые трубы и другое оборудование. Вторую жизнь получили компрессоры, насосы, различная нефтяная аппаратура. Раньше, когда оборудование, работающее на высоком давлении или температуре, изнашивалось, то его демонтировали и отправляли в металлолом. Теперь же с ним обращаются по-иному: его используют на менее ответственных операциях. <...> работница водокомпрессорного цеха М. Бычкова предложила заменить два электродвигателя одним, более мощным, в результате – большая экономия электроэнергии». Результат – только за 1969 год Московский НПЗ сберег три миллиона рублей. Его примеру последовали другие советские предприятия.

1981 – 1990

Восьмидесятые годы стали периодом последних масштабных государственных капиталовложений в промышленность и одновременно эпохой организационно-хозяйственных экспериментов. Московский нефтеперерабатывающий завод взял от обеих тенденций все лучшее. Это позволило ему создать прочный технологический «задел» на будущее, а также получить тренировку, которая очень пригодится в годы испытаний.

Фото

В начале восьмидесятых на заводе стали применять компьютеры, или, как в то время говорили, электронно-вычислительные машины (ЭВМ). В 1982 году на нескольких установках заработала автоматизированная система централизованного контроля и управления «Режим». Эффективно работал вычислительный центр, где велся административный документооборот, учет расхода материалов, сырья и мощностей. Благодаря этому завод лучше других профильных предприятий боролся с безвозвратными потерями нефти и нефтепродуктов.

В восьмидесятые на заводе запустили несколько крупнотоннажных комплексов вторичной переработки нефти. Это позволило увеличить выработку высокооктанового бензина для столичного региона более чем на миллион тонн в год и экономить при этом огромное количество сырья. 80 процентов производимого горючего шло на нужды Москвы и Московской области, остальное продавали за границу.

Фото

Ассортимент продукции и сфера ее применения постоянно расширялись. Полипропилен стали применять в автомобилестроении. В 1984 году была изготовлена и партия электропроводящих материалов для газовых электрофильтров.

С самого начала 1980-х годов на Московском нефтеперерабатывающем заводе старались преодолевать типичную для позднего социализма «уравниловку» в зарплатах, которая многих талантливых работников лишала мотивации к труду. Поощрялось расширение зон работы, внедрение метода КВО – коллективно-взаимозаменяемого обслуживания.

Фото

Впрочем, к концу 1980-х годов зарплата почти потеряла смысл: в магазинах было шаром покати. В первый раз за сорок послевоенных лет появились талоны на товары первой необходимости. И в этих условиях руководство Московского нефтеперерабатывающего завода нашло возможность поддержать своих работников. Каждому десятому сотруднику выдавали талон, по которому раз в месяц в капотнинском универмаге можно было приобрести одежду. В буфете предприятия продавались мясо, птица, яйца и творог из подмосковных колхозов – завод рассчитывался с крестьянами, продавая им горючее по выгодной цене и давая в аренду технику. Пользоваться этими благами мог любой работник, независимо от его трудовых успехов: за этим строго следил профсоюз. Но разрабатывались и стимулирующие программы: например, завод получил по взаимообменной схеме партию отечественных автомобилей, и право купить машину давалось только передовикам производства.

Фото завода вечером

1991 – 2000

Девяностые годы оказались для Московского нефтеперерабатывающего завода непростым временем. Однако он пережил их легче, чем многие отечественные предприятия. Помог запас прочности, накопленный в предыдущие десятилетия, а сложности стали стимулом для обновления и дальнейшего развития.

Фото

Последствия экономических реформ не обошли Московский нефтеперерабатывающий завод стороной: к 1992 году коэффициент использования мощностей сократился почти на треть. Осенью 1994 года на столичном рынке разразился «бензиновый кризис»: сырье обходилось чересчур дорого, а отпускные цены на горючее устанавливались очень низкие, производить его было невыгодно. Завод (преобразованный к тому времени в акционерное общество) перерабатывал тогда вдвое меньше нефти, чем полагалось. Последствия могли быть очень болезненными для горожан, ведь в 1990-е годы резко выросло число личных автомобилей.

Фото

Предприятию помогли городские власти: они нашли новых поставщиков сырья. Ни единого квадратного метра площадей не сдали в аренду. Более того – решились на строительство новых цехов. Руководство завода сделало ставку на «нефтехимический хвост» – этим забавным словосочетанием называют дополнительные мощности по переработке побочных продуктов. Это влекло за собой расходы и риск, но в конечном счете принесло выгоду, потому что руководство верно оценило рыночную конъюнктуру. Например, в Московской области был огромный спрос на дорожный и строительный битум – и в 1994 году завод запустил самое крупное в стране производство этого современного материала. В разгар дорожно-строительного сезона более 200 предприятий ежедневно присылали в Капотню свои битумовозы.

В 1995 году на заводе наметился рост производства, из всех нефтеперерабатывающих предприятий страны он оказался самым загруженным. Причем заботились не только о количестве продукции, но и о качестве, и об удобстве ее использования. Сегодня уже не верится, но когда-то производимое заводом топливо перекачивалось на загородную нефтебазу в 40  километрах от Москвы. Туда приходилось гонять на заправку бензовозы, а потом возвращать их в столицу. В 1995 году на заводе построили автоматизированные наливные станции, и стало можно заправлять бензовозы прямо там.

Фото

В 1996 году Московский нефтеперерабатывающий завод первым в России стал производить автомобильное горючее, отвечающее стандартам Евро-2. Это позволило правительству города ввести запрет на использование в Москве топлива низкого качества. К 1997 году уже 90% производимого на заводе бензина соответствовало европейским требованиям.

2001 – 2010

Начало XXI века стало для России временем экономического подъема и оживления промышленности. А Московский нефтеперерабатывающий завод накануне своего 65-го дня рождения впервые оказался на грани остановки.

Изображение слайдера
Изображение слайдера
Изображение слайдера
Изображение слайдера

В начале 2002 года из-за роста цен на нефть возникли неожиданные перебои в поставках сырья и отгрузках товара. Завод получал нефть со свободного рынка, а если мировые цены росли, весь сырьевой поток устремлялся на экспорт. Летом того же года на завод поступила лишь половина необходимого количества нефти. А ведь установки должны все время работать на полную мощность: останавливать их и потом запускать вновь – себе дороже. И предприятие, которое обеспечивало почти 50% топливного рынка и все аэропорты столицы, тогда спасла помощь руководства города и внутренняя мобилизация. К сентябрю контракты с поставщиками перезаключили.

Фоновое изображение

2011 – 2018

В 2010-е году главным акционером ОАО «Московский нефтеперерабатывающий завод» стала компания «Газпромнефть». Предприятие получило название «АО «Газпромнефть – Московский НПЗ».

В 2010-е годы владельцем предприятия становится ПАО «Газпром нефть» и сразу объявляет о начале масштабной модернизации Московского НПЗ. Благодаря инвестициям превышающим 250 млрд рублей будет достигнута цель – превзойти лучшие стандарты производства и экологической безопасности.

За первые два года модернизации, в рекордно короткие сроки, были запущены новые и реконструировано несколько старых технологических объектов. К 2013 году предприятие полностью перешло на выпуск топлива экологического класса Евро-5 – на три года раньше нормативных требований, принятых в Российской Федерации. Эта мера существенно оздоровила воздух в столичном регионе, сократив количество выбросов от автомобилей.

Изображение слайдера
Изображение слайдера
Изображение слайдера
Изображение слайдера
Изображение слайдера
Изображение слайдера

В 2011 – 2015 годах предприятию удалось снизить общее воздействие на природу вдвое. Выведена из эксплуатации устаревшая малая битумная установка, полностью ликвидированы отходы, копившиеся с советского времени. Закрытые механические очистные сооружения позволили удалять из сточных вод до 95% загрязнений. Реконструирована установка производства серы, теперь этот продукт производят по европейской технологии в виде гранул, а в дальнейшем используют в химической промышленности и в качестве удобрений. Все технологические печи предприятия переведены на природный газ, построены фильтры, очищающие стоки от сернисто-щелочных соединений.

В апреле 2015 года завод совместно с городской службой экологического мониторинга начал внедрение уникальной автоматизированной системы мониторинга воздуха. В октябре того же года заработал «Экоинформер»– специальный светодиодный экран, на котором круглосуточно отображаются данные о состоянии воздуха в зоне влияния завода.

В 2017 году начали работу уникальные очистные сооружения «Биосфера» - ставшие главным проектом Года экологии в России.

Второй этап модернизации, который завершится к 2021 году, направлен на то, чтобы снизить воздействие завода на окружающую среду на 50% и нарастить поставки высококачественного топлива на московский рынок.

Уже в следующем году начнет работу самая современная установка переработки нефти «Евро+». Благодоря передовым технологиям она позволит вывести из эксплуатации сразу пять установок предыдущего поколения. Сегодня, как и 80 лет назад, завод продолжает свое развитие, чтобы без перерыров давать энергию большому городу.

Финальное изображение

1xbet Giriş betturkey giriş betist Giriş kralbet Giriş supertotobet giriş tipobet giriş matadorbet giriş mariobet giriş bahis.com tarafbet giriş sahabet giriş gonebete.com zbahis.com twinplaybet.com casino-real-games.com 1win giriş deneme bonusu gonebete.com zbahis.com twinplaybet.com xslotx.com dezperadoz.com güvenilir rulet siteleri 24hrbetting.com casino siteleri onlinecasinontx.com slot oyna blackjack siteleri 1xbitgiris.org venusbetgiris.net betebet giriş casino-real-games.com 1win giriş deneme bonusu
levant casino casinolevantgiris.com levant casino levant casino levantguncel.com levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino vidobet vidobet vidobet vidobet denemebonusu.com betgitguncel.org betmaldives.org onlinecasinomaldives Maldives Casino casino siteleri adaxbetguncelgiris.org
hacklinksakarya escortsırnak escortnişantaşı escortmaltepe escortzeytinburnu escortfethiye escortkarşıyaka escortkeçiören escortzeytinburnu escorttaksim escortşişli escortsultangazi escortbakırköy escortgaziosmanpaşa escortesenyurt escortesenyurt escortçankaya escort bayanizmit escortbursa eskortbodrum escortcasinoamasya escortardahan escortbalıkesir escortgaziantep escorthakkari escortısparta escortkahramanmaraş escortkars escortkilis escortkırklareli escortkonya escortmanisa escortmuğla escortcasino maldiveskonyaaltı escortadana escortankara escortantalya escortadıyaman escortafyon escortamasya escortartvin escortafyon escortbalıkesir escortbartın escortbatman escortbayburt escortbilecik escortbingöl escortbitlis escortbodrum escortbolu escortburdur escortbursa escortçanakkale escortçorum escortdenizli escortdiyarbakır escortdüzce escortedirne escortelazıg escortgebze escorterzincan escorterzurum escorteskişehir escortgaziantep escortgiresun escortgümüşhane escorthatay escortısparta escortizmir escortkahramanmaraş escortkarabük escortkaraman escortkastamonu escortkayseri escortkırşehir escortkocaeli escortkonya escortkütahya escortkuşadası escortmalatya escortmanisa escortmardin escortmersin escortmugla escortordu escortosmaniye escortrize escortsakarya escortsamsun escortşanlıurfa escortsivas escorttekirdağ escorttokat escorttrabzon escortuşak escortvan escortyalova escortyozgat escortzonguldak escortfethiye escortalanya escortmarmaris escortmanavgat escortnumberoneescorts.comdeneme bonusu veren sitelerelektronik sigaraVozol 10000istanbul escortistanbul escortdeneme bonusu veren sitelerbahis siteleribonus veren sitelercasino siteleriescort bayangaziantep escorteskort bursabursa escort bayanizmit escortbursa merkez escortbursa eskort bayanbursa escort bayandeneme bonusu veren sitelerdeneme bonusu veren sitelerbagcılar escortkartal escortbuca escortbeylikdüzü escortçankaya escorteryaman escortfatih escortkurtköy escortbahçelievler escortbakırköy escortküçükçekmece escortmaltepe escortmecidiyeköy escortsancaktepe escortpendik escortşişli escorttuzla escortümraniye escortüsküdar escortgörükle escortsilivri escortbayrampaşa escortesenyurt escortataşehir escortarnavutköy escortantakya escortiskenderun escortadapazarı escortbaşakşehir escortdidim escortatakum escortbandırma escortgebze escortkarşıyaka escortizmir escortvozolpuffcasino maldivesdizipalSahabeterotik film izleistanbul escortdeneme bonusuonline casino maldivesadana travestiVenüsbet GirişTheSakultahBeylikdüzü escortEsenyurt escortBahçeşehir escortHalkalı escortankara escortFethiye EscortKuşadası EscortMarmaris EscortBalıkesir EscortTrabzon EscortTrabzon EscortKemer EscortÇanakkale EscortManisa EscortManisa EscortAlanya EscortBodrum Escortxxx porn sahtekarcı site üye olunmaz mobil girişadaxx sahtekar scam site seo mars ati mati gotenburgxxx porn sahtekarcı site üye olunmaz canlı bahis siteleri